08.09.2025
ЕРШОВ/ФАКТЫ БИОГРАФИИ/022
Факультет, на котором учился Ершов, охватывал юридические науки, экономику и философию. Существовали кафедры теоретической и практической философии, теории уголовного права и естественного, публичного и народного права, российского гражданского и уголовного права и судопроизводства, римского права, политической экономии. Уже через год по окончании Ершовым университета, то есть в 1835-м, философско-юридический факультет стал называться только юридическим, а изучение философии перешло на факультет историко-филологический .
Очень значимым для понимания характера университетского образования Петра Ершова является копия его аттестата, сохранившаяся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга:
«Пётр Ершов 20 лет, поступивший в число своекоштных студентов Императорскаго Санктпетербургскаго Университета по философско-юридическому отделению, находясь в оном с февраля месяца 1831 по 13 июля 1834 года, при благонравном поведении окончил полный курс учения и оказал следующие успехи:
в Законе Божием хорошие, в Российском уголовном праве и Судопроизводстве, Политической экономии и Частном праве, Теории уголовного права, Российском и Гражданском праве, Римском праве, Всеобщей истории, Всеобщей статистике очень хорошие, в Нравственной философии хорошие, в Российской статистике довольно хорошие, в Российской словесности отличные, в языках: латинском очень хорошие, немецком ___, французском ___, английском ___,
и, по окончательном испытании, признан Советом Университета достойным степени кандидата философско-юридического отделения 13 июля 1834 года, со всеми правами и преимуществами, дарованными Положением о производстве в Учёныя степени 20 Генваря 1819 и Указом 9 июля 1822 года.
В засвидетельствование того и дан ему П. Ершову сей Аттестат от Правления Императорскаго С. Петербургскаго Университета с приложением Университетской печати.
Санктпетербург, марта 9 дня 1836 года. Ректор Университета Шульгин (подпись). Декан Барон Врангель (подпись). Секретарь Правления А. Очкин (подпись)» .
Пётр Ершов завершил своё образование в университете со степенью кандидата философско-юридического отделения. В то время (1819–1835 годы) эта степень присваивалась лицам, окончившим с отличием курс университета и представившим письменную работу на избранную ими тему. Лица, окончившие университет без отличия, получали учреждённую тогда низшую академическую степень (звание) действительного студента; они могли претендовать на степень кандидата не ранее чем через год при условии представления письменной работы и сдачи ряда экзаменов. В списке завершивших обучение сокурсников Ершова по философско-юридическому факультету, который приводит на страницах своего труда В. В. Григорьев, значится 9 кандидатов и 11 действительных студентов .
В перечне дисциплин философско-юридического цикла в документе Ершова неожиданно оказывается изучавшийся на историко-филологическом факультете предмет «Российская словесность». Этот момент трудно объяснить, можно лишь предполагать, что в то время существовали какие-то допущения для студентов, особо отличившихся на литературном поприще, а Ершов как автор «Конька-Горбунка», созданного на студенческой скамье, входил в их число. Из числа иностранных языков Ершов аттестован только по латинскому, другие же (немецкий, французский, английский) остались без помет.
Нельзя не обратить внимание на подписи в этом документе: Иван Петрович Шульгин (1795–1869) был приглашён в 1833 году на кафедру новой истории вместо А. А. Дегурова, в том же году избран деканом историко-филологического факультета, а в 1835–1839 годах являлся ректором университета. Егор Васильевич Врангель (1784–1841) преподавал в 1833–1835 годах на философско-юридическом (юридическом) факультете историю российского права, в 1836-м являлся деканом этого факультета, преподаватель Ершова в 1833–1834 годах. Амплий Николаевич Очкин (1791–1865) – секретарь правления Санкт-Петербургского университета. Через год его назначили редактором и издателем газеты «Санкт-Петербургские ведомости», на страницах которой в 1841 году будет напечатана статья Ершова о празднике в Тобольске в честь бракосочетания Государя Наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II).
О преподавателях философско-юридического факультета, которые своими лекциями могли бы влиять на становление духовного облика Ершова, сложно сказать что-либо определённое. Личных свидетельств Петра Павловича или его университетских друзей по этому поводу не сохранилось, кроме, пожалуй, одного, но по-своему показательного. В. В. Григорьев в своём труде, посвящённом университету, сказал о сказке Ершова как «писанной со скуки на скучных лекциях» . К категории «скучных», отмеченных схоластикой, он отнёс занятия С. Г. Боголюбова (русское право), М. А. Пальмина (нравоучительная философия), В. К. Елпатьевского (философия права). Но были в университете и другие преподаватели, знавшие, любившие и умевшие доступно преподносить свой предмет студентам: В. В. Шнейдер (профессор римского права), Е. В. Врангель (история российского права) и А. А. Фишер (психология, логика, метафизика и нравственная философия). О последнем Григорьев писал: «Его уроки были нам крайне полезны, познакомив с азбукою науки, просветлив сознание и не отуманив головы» . В число значительных личностей университета входил и В. Б. Бажанов, который с началом своей работы в Петербургском университете в 1827 году служил при университетской церкви Преображения Господня и преподавал студентам Закон Божий. В 1835-м он стал служителем малой церкви Зимнего дворца, преподавателем и духовником наследника Александра Николаевича. Латинский язык у прекрасного педагога и учёного универсальных интересов профессора Ф. Б. Грефе слушали на всех трёх курсах вместе с филологами и юристы.
---------------------------------------
Текст из книги Т. П. Савченковой
«Пётр Павлович Ершов. Факты биографии» (Ишим, 2025).
Автор фото - Г. А. Крамор, если не указано иное.