Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.

Историческая справка

29.06.2025

ЕРШОВ/ФАКТЫ БИОГРАФИИ/015

В поэму «Абалак», созданную на основе религиозного предания о творимых иконой Абалакской Божьей Матери чудесах, поэт вводит приметы сибирского пейзажа, подчёркивая особенности местности, в которой расположен раскинувшийся на высоком берегу Иртыша с его густыми лесами монастырь. В примечаниях к поэме указывается, что Абалак находится в 25 верстах от Тобольска, а на пути от бывшей сибирской столицы к Абалакскому монастырю есть другое село – Ивановское, в прежние времена имевшее татарское название Шанталык. Одной из наиболее значительных в художественном отношении сцен является описание Иртыша в момент наводнения.

Как можно видеть, в романтических поэмах Нагибина, Ершова и Милькеева просматривалась достаточно отчётливая установка на отображение колорита края, с которым они ощущали свою непосредственную связь и где происходило их формирование как художников слова.

Но первым писателем с краеведческим «уклоном» был их более старший по возрасту современник Пётр Андреевич Словцов (1767–1843). Его интересы носили универсальный характер: литератор (поэт, прозаик, публицист), историк Сибири, краевед, педагог. На разных этапах своей жизни он был связан с Тобольском и Тобольской губернией в целом: 1779–1788 – учёба в Тобольской духовной семинарии; 1792–1794 – преподаватель философии и красноречия в этом же учебном заведении (по окончании Александро-Невской семинарии в Санкт-Петербурге); в 1808 – чиновник особых поручений при сибирском генерал-губернаторе. С 1814 года Словцов живёт в Иркутске, но и в это время не прерывает связей с Тобольском, так как 1 ноября 1820 года его назначили визитатором (инспектором) учебных заведений Тобольской, Томской, Пермской, Вятской и Казанской губерний (до этого момента он служил судьёй, а с 1815 года директором гимназии и училищ Иркутска), и, как установлено по архивным документам, он в этой должности неоднократно осматривал учебные заведения Тобольской губернии . В его обязанности входило участие в проверках учебных заведений трёх дирекций (Тобольской, Томской и Иркутской) каждые два года и, помимо того, «в промежутке между проверками он должен был находиться в губернских городах, где имелись гимназии, и присутствовать на ежемесячных испытаниях их воспитанников» .

Во время поездок по столь обширной территории П. А. Словцов занимался сбором разнообразного материала, связанного с Сибирью, который затем находил отражение в особенно значимом для него жанре «писем из Сибири», печатавшихся на страницах журналов «Азиатский вестник» и «Московский телеграф». В форме цикла путевых очерков создана и его первая книга . Словцов предпочитал анонимные публикации, но его авторство можно узнать по особому характеру изложения самых разных сведений: достаточно пёстрому соединению в одно целое исторических, этнографических, статистических, ботанических и прочих фактов. Будучи человеком просветительского склада ума (отсюда его стремление к точности и скрупулёзности описаний), он вместе с тем не чужд лирическим настроениям. В его путевой прозе нередко присутствуют поэтические строки, например, стихи на латинском языке особо любимого им Горация, а также момент описания эмоций самого путешественника, который рассматривает ту или иную территорию с какой-то высокой точки местности и оценивает её в эстетической категории «живописности».

Для примера обратимся к «картине» окрестностей бывшей сибирской столицы: «Солнце взошло и осветило меня на знакомом крутояре, окружённом грозными стремнинами. В радостном воспоминании озираюсь на все стороны и вижу – там позолоченные маковицы Абалацкой обители, там приметы скрывающейся в горах пленительной Межугорской пустыни, там через пропасть, по которой в молчании бежит ручей Сибирка, вижу весёлую Преображенскую равнину с белеющимся храмом и колокольней, а тут перед глазами раскинулась чудесная панорама природы – широкая река, самоловы, параллельные заливы, деревья с угодьями, рощи, кладбища магометанские и чего тут не вижу?». Далее путешествующий переходит к исторической рефлексии: «Теряясь в прелестях зрения, я стоял почти неподвижно на крутояре, на той исторической пядени земли, где в низложении сильнейшего Владетеля завоёвана вся Сибирь, где было державное стойбище Кучума, словом, я стоял на Искере» .

Этот художественный опыт Словцова, а точнее, его столь личностное восприятие прошлого, в дальнейшем окажется близким поэтам уже иного видения – романтического. Описание иртышских берегов вокруг Тобольска, могучей силы сибирской реки и первозданной красоты окружающих её лесов, долин, полей всегда будет окрашено у Нагибина, Ершова, Милькеева чувством сопричастности родному для них миру.

О личном знакомстве этих поэтов с П. А. Словцовым говорить непросто из-за отсутствия соответствующих документов. Но о том, что Ершов мог знать Словцова ещё в свои отроческие годы, говорит сам факт посещения Петром Андреевичем симфонического концерта А. А. Алябьева в зале Тобольской гимназии в январе 1829 года. На этом концерте вполне мог присутствовать посещавший даже репетиции оркестра гимназист Ершов . В анонимном «Письме из Тобольска», опубликованном в журнале «Московский телеграф», которое, как считал музыковед Б. И. Штейнпресс, принадлежало Словцову, постоянному корреспонденту этого печатного органа , передаются впечатления от музыки Алябьева. Имя композитора здесь не называется, как можно догадаться, из-за его положения ссыльного, но зато говорится, что на устройство зала и оркестра были пожертвованы средства тобольского купца Пилёнкова, то есть речь идёт о двоюродном дяде Петра Ершова Николае Степановиче Пилёнкове . Безусловно, не исключены встречи Ершова и Словцова в дальнейшем, то есть уже по возвращении Петра Ершова из Петербурга в Тобольск, где Словцов провёл последние годы своей жизни, работая над трудом по истории Сибири и где был погребён на Завальном кладбище. Ершов участвовал в похоронах Петра Андреевича, это известно из письма его жены Серафимы Александровны .

---------------------------------------
Текст из книги Т. П. Савченковой
«Пётр Павлович Ершов. Факты биографии» (Ишим, 2025).
Автор фото - Г. А. Крамор, если не указано иное.

Назад