Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.

Историческая справка

05.05.2025

ЕРШОВ/ФАКТЫ БИОГРАФИИ/007

Поле деятельности отца будущего сказочника было не менее обширным, чем на предыдущем месте службы. Он должен был осматривать Ильинскую, Казанскую, Красноярскую, Сладковскую волости, Полуденную и Лебяжью крепости, а также редуты Гагарий, Скопин и Плоский. Документы о деятельности петропавловского комиссара П. А. Ершова не выявлены, как можно предположить, они не сохранились. Тем не менее попытаемся обрисовать, хотя бы вкратце, Петропавловск с его окрестными землями во втором десятилетии XIX века.

Семья Ершовых добиралась до нового места службы Павла Алексеевича ответвлением Московско-Сибирского тракта, который шёл на юг от города Ишима до Петропавловска через волостные сёла Ларихинское, Гагарьевское (Гагарий Мыс), Казанское, Ильинское, Красноярское, Соколовское. Их можно видеть на картах Ишимского уезда 1784, 1798 годов и на карте Ишимского уезда с «показанием комиссарств», составленной в 1810-х годах. Все они существуют и сегодня, как, собственно, и сам старинный путь. Особенно примечательно в этом отношении село Ильинское с большой каменной церковью Ильи Пророка, построенной к 1814 году, которую видели Ершовы. Село находится на полпути из Ишима в Петропавловск и в нём семья комиссара наверняка останавливалась на отдых.

Петру в то время – только два года и семь месяцев. Первое в его жизни путешествие вряд ли могло сохраниться в памяти, но, забегая вперёд, скажем, что эта дорога повторится в его судьбе при посещении им в августе 1860 года Петропавловского приходского училища, открытого 31 октября 1844 года . Это учебное заведение тогда входило в Ишимский учебный округ, которым ведал директор училищ Тобольской губернии Пётр Павлович Ершов. В сторону Петропавловска Ершов отправился после «обозрения» училищ Ишима.

Петропавловск времени раннего детства Ершова являлся уже городом Ишимского уезда. Однако основанный в 1752 году на правом высоком берегу реки Ишим как крепость Святого Петра и ставший городом лишь в 1807-м, он располагался всё так же на границе. А за нею, как указано на картах, расстилалась «Степь кочующих киргис-кайсаков Средней орды». В отличие от Ишима, уже подзабывшего своё «оборонительное» прошлое, Петропавловск помнил о нём, сохраняя укрепления на горе. Обратившись к плану крепости Святого Петра 1807 года, можно видеть, что на её территории находились солдатские казармы и кладовые, комендантский и офицерский дома со службами, гауптвахта, а в юго-западном равелине – деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. В подгорной части располагалась каменная Покровская церковь (начало строительства в 1813 году, первый придел освящён в 1815-м, второй – в 1818-м, то есть в пору пребывания в городе Ершовых, а третий – через два года после их отъезда, в 1821-м). Сегодня это собор святых апостолов Петра и Павла, архитектурный памятник регионального значения, построенный в стиле «сибирского барокко», и, пожалуй, единственное сохранившееся от времени Ершовых здание.

Население в Петропавловске тогда состояло из городовых казаков, бухарцев, киргизов и сибирских татар. Главным занятием жителей была торговля, преимущественно – скотом, пригоняемым из степи. Она определяла особый колорит города, столь выразительно обрисованный И. И. Завалишиным: «Меновой двор в Петропавловске необыкновенно оживлён в весеннюю пору. Из степи приходят азиатские караваны, верблюдов развьючивают, кипы товаров складывают грудами. Киргиз джигитует на своём степном бегуне, важный бухарец сидит поджавши ноги, суетливый ташкенец торгуется с хитрым казанским татарином, таможенные досмотрщики кричат; это и меновой двор, и толкучий рынок, самый весёлый, самый оживлённый, самый пёстрый! А Петропавловск выдвигается эффектно на крутом берегу реки».

Могли остаться подобные картины в памяти Петра Ершова (заметим, ему не исполнилось и пяти лет, когда семья покинула Петропавловск) и тем более стать источником формирования в дальнейшем образов его сказки? Конечно, есть немалый соблазн дать на этот вопрос утвердительный ответ, что и наблюдалось во многих работах, посвящённых Ершову: мальчик Петя увидел в Петропавловске ослика и верблюда, а результат – двугорбый конёк его будущей знаменитой сказки. И всё же будем осторожны, помня, что творческий процесс – это не буквальное отражение явлений реальности, а очень сложное образное воплощение видимого и невидимого, действительного и воображаемого, сознательного и подсознательного. Это прежде всего причудливая работа фантазии, обращённой к разнообразным пластам мировой и отечественной культуры. Так что вряд ли мы когда-нибудь разгадаем тайну генезиса чудесного ершовского конька.

---------------------------------------
Текст из книги Т. П. Савченковой
«Пётр Павлович Ершов. Факты биографии» (Ишим, 2025).
Автор фото - Г. А. Крамор, если не указано иное.

Назад